Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Дневник

Дневник экспедиции “Полярное Кольцо» - 2005 год

Подготовка техники к экспедиции

С Диксона возвратилась группа «технического обеспечения» в составе Александра Кириллова (руководителя группы), Ильи Фрейдовича, Евгения Попкова, Евгения Войтенко и Ильи Кириллова. В течении двух недель в условиях полярной ночи были проведены работы по подготовке техники к очередному этапу экспедиции. «Торосы», прошедшие весной прошлого года путь от Салехарда до Северной Земли и возвратившиеся на Диксон, приведены в «полную боевую готовность». Особо пришлось потрудиться над машиной, совершившей в прошлом году в районе о. Диксон «полет» с 12-метрового обледеневшего обрыва и получившей деформацию корпуса.

Старт очередного этапа экспедиции "Полярное кольцо"

14 апреля 2005 г. из г.Воркуты стартовал очередной этап экспедиции "Полярное кольцо". На двух доработанных вездеходах "Торос" команда из 6 человек во главе с Владимиром Чуков взяли курс на север в направлении Байдарацкой Губы. Помимо бессменного руководителя экспедиции в команду также вошли: Александр Борисевич, Василий Елагин, Афанасий Маковнев, Виктор Помелов и Илья Кириллов. По спутниковой связи группа доложила в штаб экспедиции, что техника пока не подводит, но движение сильно осложняется неблагоприятными метеоусловиями, плохой видимостью и очень сильной пургой, которая в течение первых двух дней движения несколько раз рвала палатку на остановках.

15 апреля при переезде моста через реку Сырьяха (высота моста около 17 метров) провалилось колесо одного из прицепов, в реультате чего колесо прокололось и его пришлось менять.

За два дня движения пройдено 87 км.

Полярное кольцо - 16 апреля

Погодные условия по-прежнему крайне тяжелые, очень сильная пурга – ветер сломал заднюю дверь на одной из машин, починка которой заняла некоторое время и силы. Сегодня столкнулись с проблемой перегрева второй машины – из-за этого частые остановки для охлаждения двигателя. Также, непонятным образом периодически стал вести себя прибор спутниковой навигации GPS - словно магнитный компас в области магнитной аномалии - стрелка направления движения крутилась как хотела, а координаты скакали совершенно невообразимым образом. По пути, не часто, но встречается живность – так, сделали остановку, чтобы поснимать стаю куропаток.За день прошли 98 км, всего экспедицией пройдено 185 км.

Полярное кольцо - 17 апреля

Сегодня маршрутная группа вышла на побережье Байдарацкой Губы. Команда передает, что все у них нормально – постепенно втягиваются в ежедневный режим экспедиционной жизни на колесах. Погода наконец наладилась – светит солнце, пурга утихла – в такую погоду одно удовольствие наблюдать за каждой искоркой кристалла снега, за игрой теней, отбрасываемых замысловатыми глыбами льда, за следами пробежавших совсем недавно зверей, за бесконечной линией горизонта...

Отправка второй маршрутной группы экспедиции

19 апреля отправляется на Диксон через Норильск вторая экспедиционная группа в составе: Александр Кириллов (руководитель), Александр Марышкин (водитель-фотограф) и Павел Греков (водитель). Группа имеет задачу окончательно подготовить два вездехода "Торос", оставленные на Диксоне в прошлом году после завершения второго этапа, и на них влиться в состав основноймаршрутной группы экспедиции "Полярное кольцо".

Полярное кольцо - 19 апреля

Байдарацкая Губа, курс – о.Литке. Очередной день пробиваемся через крайне тяжелые торосы – приходится очень серьезно работать пешней, скалывая огромные голубые глыбы льда, таким образом пробивая себе "дорогу" вперед. Прохождение также серьезно осложняется большим количеством трещин во льду и наличием участков открытой воды - приходится преодолевать их наплаву. В день проходим всего по несколько километров. Наряду с высокой влажностью и леденящим душу шквалистым ветром наше путешествие становится настоящим испытанием не столько машин, сколько человеческого здоровья и характера членов команды, большинству из которых давно не привыкать к подобным "некомфортным" условиям. Естественно, в таких тяжелейших условиях не обходится и без некоторых поломок - ведь нагрузки на вездеходы просто предельные, а ремонт - еще и дополнительная нагрузка на членов экипажа.

Полярное кольцо - 20 апреля

Сегодня Афанасий с самого утра открыл купальный сезон, – не заметив трещину, присыпанную снегом, провалился в нее, – сам немного намок, но на видеокамеру не упало ни капли. Поехали объезжать эту трещину, но не заметили другую, и машина оказалась всеми шестью колесами в воде, а если быть точным, то в льдистой кашице. Оправившись от неожиданности, мы начали выгружать вещи (довольно экстремально разгружать машину на плаву в ледяной воде). Далее начались попытки вытянуть саму машину: сначала простовторой машиной, затем добавился домкрат, затем аппарели и только тогда у нас получилось, картина получилась несколько не обычная, когда из каждой щели вытекает маленький водопад, но, несмотряна все происходящее, было весело. После этого мы снова загрузили все вещи, и только проехали метров 200-300 как снова оказались в воде, но на этот раз правое переднее колесо зацепилось за лед из-за чего машину перекосило, мы погрузились, так что левое заднее колесо оказалось полностью под водой, и в отличие от первого раза пришлось тянуть назад (впереди была полынья, присыпанная снегом), а это намного сложнее, пришлось опять разгружать, затем начали тянуть, но ни машиной, ни домкратом, ни тем и другим вместе не получалось, рвались веревки и тут Владимир Семенович вспомнил про лебедку. Она естественно не подошла, но зато понадобился блок от нее, через него машиной при помощи аппарелей мы довольно легко вытянули несчастную машину, опять полюбовались на водопад, вытекающий из нашей машины, затем, осмотрев машину, поняли что вода попала в масло (скорей всего через щуп) следовательно, пришлось менять масло в двигателе, в коробке и мостах пока не стали.Появились дополнительные проблемы с генератором (нет зарядки аккумуляторов), пытались завести машину таская ее на тросе, – не получилось. Всю ночь Витя Помелов просидел с включенной плитой в машине чтобы отогреть двигатель.Пробег: за день 1км всего 371 км

Полярное кольцо - 21 апреля

С утра опять заводили нашу машину – на этот раз успешно. Затем регулировки проверки и т.д. и т.п. Настроение боевое, хотя механики спали по 4 часа, а Витя Помелов вообще не спал. Собрав вещи, мы тронулись в дальнейший путь, сегодня шли более осторожно, колонной, возглавлял которую Владимир Семенович на лыжах, за ним Василий, и я на головной машине, потом Саша и Витя на второй, и замыкал шествие Афанасий, который возникал с камерой то впереди то сбоку. Ну а мы периодически останавливались, чтобы раздолбить очередную льдину. Афанасий во второй половине дня плохо себя почувствовал и его положили во вторую машину лечиться (он простыл). День закончился сломанным хомутом рулевой рейки и его починкой.Пробег: за день 4 км, всего 375 км.

Полярное кольцо - 22 апреля

С утра после завтрака меняли генератор, так как старый после купания в море работать не хотел. Афанасий сегодня чувствовал себя лучше, уже бегает и снимает. Хоть с утра был ветер, но днем погода улучшилась, а вместе с ней и наше настроение, повылезав из курток, весело и с энтузиазмом, кинулись на торосы, снова перегородившие нам путь. День в сравнении с последними выдался относительно спокойный, но повседневных забот хватает – Владимир Семенович, Вася и Саша переделывают хомуты рулевой рейки (старые не выдерживали), Афанасий снимает всех и вся, наверстывает упущенное по болезни, Витя готовит, ну а я [Илья Кириллов] пишу эти строки.

Полярное кольцо - 23 апреля

Утро началось как обычно – встали, привили себя и спальные места в порядок, позавтракали, собрали лагерь и двинулись в путь. Погода нас который день балует. Сегодня мы ехали довольно быстро, слава богу, позволяла дорога (тросы стали меньше и реже), правда без приключений тоже не обошлось, при проезде очередной недавно присыпанной снегом трещины провалился прицеп, но все обошлось, ничего не утонуло. А в четыре часа дня на второй машине полетела крестовина, а вечером сломалась рулевая рейка, и мы встали на ночевку.Прошли: сегодня 20 км, всего 400 км.

Полярное кольцо - 24 апреля

Сегодня встали как обычно рано. Вася и Саша сразу после завтрака продолжили ремонт рулевой рейки, ну а остальные занялись мелким текущим ремонтом. Погода немного испортилась - пасмурно, дует не очень сильный ветер и идет мокрый снег, поэтому все мокрые. Около полудня мы все технические работы закончили, перекусили и двинулись в путь. Видимость сегодня не на высоте, поэтому съемок не было, продвигались потихоньку с разведкой, в которую вошли Владимир Семенович и Афанасий, они шли впереди и выбирали дорогу, избегая трещин и больших торосов, ну а за ними двигались мы, на первой машине Илья и Василий, а на второй Саша, Витя и Таймыр, правда Илья, Витя и Таймыр были в большей степени вне вездеходов - кололи лед. День был без особых событий, один раз Илья с Василием чуть не провалились, да и к вечеру окончательно сломался стартер на первой машине, но решили пока ничего с ним делать, а заводить с толкача. Так не заметно день подошел к концу, и мы встали на ночевку.Пробег: сегодня 6 км, всего 406 км.

Полярное кольцо - 25 апреля

Сегодня продолжаем наш путь как и вчера – с разведкой впереди. На пути часто попадаются трещины, некоторые удается проскочить на скорости, но в основном приходится использовать аппарели, убеждаясь каждый раз в их необходимости. Встретили сегодня нерпу, Афанасий пытался ее поснимать с близкого расстояния, но она близко к себе не подпустила и нырнула в воду.Наши координаты 69’16” N и 66’58” E. Потихоньку пробиваемся через торосы, погода сегодня нас не балует, видимость не очень хорошая – все как в серой дымке, зато нет ветра. Днем наш путь преградила широкая длинная трещина, тянущаяся до самого горизонта. Поехали вдоль нее искать объезд. Через 3 часа движения вдоль трещины узкий переезд через нее всё же нашелся! К вечеру увидели первую чайку – земля уже не так далеко.Прошли сегодня 17 км, всего 423 км.

Полярное кольцо - 26-27 апреля

День начался как обычно, но к полудню началась пурга, которая длилась до 19 часов вечера, так из-за нее мы простояли весь день, а потом мы уткнулись в трещину и остановились на ночлег.

27.04.05. Целый день был посвящен поиску объезда трещины.

Полярное кольцо - 28-29 апреля

Первая половина дня была посвящена поиску объезда трещины. Но объезд так и не был найден, поэтому было принято решение переправляться вплавь. Для повышения плавучести машин пришлось привязывать к колесам дополнительные камеры. И когда началась переправа первой машины, льдину, на которую мы решили переправиться начало сносить в нашу сторону и прибило в 10 метрах от нас, поэтому вторая машина смогла просто переехать на нее. Через какое-то время нас ждала еще одна переправа, на этот раз опять повезло, и льдина на которой мы находились сама подплыла к противоположному берегу. Закончили переправы только к 6 часам утра 29 апреля, после чего все попадали спать, и проснулись только во второй половине дня. Весь остаток дня занимались ремонтом машин.

Полярное кольцо - 30 апреля

Сегодня наконец выехали на твердую землю вблизи маяка Марресальских кошек, и двинулись к полярной станции Марре-Сале, где нас очень хорошо встретили, и мы провели там весь оставшийся день, ночь и следующее утро.

Полярное кольцо - 1-2 мая

Днем выехали со станции Марре-Сале и двинулись вдоль берега в сторону поселка Харасавэй. Около 20-00 вечера подъехали к поселку Мордыяха, оказалось, что поселок состоит всего из 3 нежилых домов, мы немного поснимали и отправились в дальнейший путь. Приняли решение ехать без остановок посменно. В районе трех часов ночи немного закипел двигатель, а под утро около 6 часов мы застряли в мокром рыхлом снегу и когда вытаскивали машину, лопнул трос и разбил лобовое стекло, пришлось заезжать в Харасавэй и там прилаживать новое стекло. Но поскольку оно было меньшего размера, то пришлось сделать раму из дерева. Заодно подрегулировали трос газа и приобрели новый буксировочный трос. Вечером сходили в баню к пограничникам, у них и переночевали.

Полярное кольцо - 3-4 мая

Утром занимались завершением ремонта машин, и в обед выехали в сторону о.Белый. Едем по побережью, погода довольно хорошая, останавливаемся лишь сделать пару снимков. Так мы ехали без остановки всю ночь и 8 часам утра подъехали к заброшенной полярной станции. Долго задерживаться на ней не стали, сделали пару снимков и двинулись дальше в путь. В полдень 4 мая выехали в пролив Малыгина и легли на курс к острову Белый, которого достигличерез 3 часа. На острове мы заехали на полярную станцию острова Белый. Ее обитатели встретили нас очень хорошо, как говорится, истопили баньку, накормили, напоили, и спать уложили. Станция эта недавно после ремонта, да и люди здесь работают с головой и руками, так что все чисто и аккуратно.

Полярное кольцо - 5-6 мая

До обеда на станции занимались мелким ремонтом вездеходов, и после обеда выехали. Погода нас вроде балует - видимость хорошая. Объехав о.Белый через пролив Малыгина, рано утром 6 мая вышли в Обскую губу, движемся в сторону о. Шокальского. По дороге проехали нежилой поселок Дровяной. Затем без происшествий пересекли полуостров Явай, заезжали в поселок Монгаталянг, сейчас движемся по Гыданской губе в сторону острова Олений, собираемся завтра дойти до Диксона.

Полярное кольцо - 9-10 мая

9 мая добрались до Диксона. Отдыхаем после изнурительного перехода и готовимся ко второй части экспедиции - возвращению в Салехард. Погода уже по-весеннему теплая... 10 мая - не задерживаясь надолго в Диксоне, мы отправились на юг, предварительно проложив маршрут в навигационном компьютере. К нашей команде присоединился еще один член экспедиции - Александр Кириллов. Теперь распределение по машинам такое: 1 – Владимир Чуков и Афанасий Маковнев, 2 – Александр Кириллов и Илья Кириллов, 3 – Василий Елагин, 4 – Александр Борисевич, Виктор Помелов и пес Таймыр. При отъезде из Диксона нас провожала чуть ли не половина поселка.За день прошли около 100 км. Через 10 дней надеемся быть в Салехарде.

Полярное кольцо - 11 мая

На головной машине развалился обод заднего колеса. Пришлось снимать колесо с прицепа, распределять груз по машинам, а сам прицеп погрузили на машину Василия Елагина. Днем проезжали заброшенный поселок Матюйсале, в котором сделали недолгую остановку. Вечером обнаружили на льду маленькую нерпу, потерявшую путь к воде. Нерпа была вся в крови - видимо от схватки с песцом, и пыталась всеми силами пробить лед. Мы и решили ей помочь и попытались продолбить лед до воды пешнями, но углубившись на метра полтора, поняли, что ничего не выйдет. И тут вспомнили, что некоторое время назад мы проезжали полынью с открытой водой - аккуратно погрузили нерпу в мешок и поехали обратно километров насемь назад, восстанавливая маршрут по навигационному спутниковому приемнику GPS. По пути нерпа несколько раз вырывалась из мешка и выгоняла всех из машины, пытаясь покусать своих спасителей. В результате операция по спасению нерпы закончилась удачно! А мы, довольные совершенным, вернулись на свой маршрут и ехали до глубокой ночи.От Диксона уже отошли на 330 км., всего пробег 2053 км.